Адаптация первоклассника к школе

Поступление в школу – большое событие для ребенка. Предвкушение чего-то нового и интересного сменяется реальностью, которая часто не соответствует ожиданиям. Ранее основной вид деятельности – игра – уходит на второй план, а на первый выходит учеба.





Сложности адаптации к школе

Непривычная обстановка, более жесткие правила поведения, дисциплина и многое другое может привести в замешательство новоиспеченного первоклассника. Это определенный стресс, который в той или иной степени испытывает практически каждый поступающий в школу ребенок. К счастью, детская психика достаточно пластична и приспосабливается к любым новым условиям. Главное, чтобы процесс адаптации прошел как можно быстрее, спокойнее и не отразился на успеваемости ребенка и его учебной мотивации.

Адаптация первоклассника к школе может проходить по-разному. Она зависит от многих факторов:

  • физического здоровья ученика;
  • психологической атмосферы в доме, где он растет;
  • отношений родителей к нему и друг к другу и пр.

Насколько быстро и мягко пройдет привыкание первоклассника к новым обстоятельствам также во многом зависит от педагога, его личности и профессионального подхода.

 Сколько времени требуется ребенку на адаптацию?

Привыкание ребенка к школе при благоприятном его течении длится от 3-4 недель до 2-3 месяцев. Но случаются ситуации, когда адаптация затягивается, что мешает ребенку «влиться» в полной мере в образовательный процесс.

В зависимости от длительности периода привыкания, различают три степени адаптивности:

  1. Легкая степень адаптивности. К этому типу относятся дети, которые приспосабливаются к новому учебному процессу в течение первых 2 месяцев. Они быстро осваиваются в школьной обстановке, стараются принять и освоить правила поведения, без особых трудностей находят общий язык с классным руководителем, заводят дружбу с одноклассниками и с интересом участвуют в учебном процессе. У этих детей, безусловно, могут возникать проблемы по описанным пунктам, но они благополучно решаются уже к концу второго месяца учебы.
  2. Адаптивность среднего уровня. Детям, входящим в эту группу, требуется больше времени для освоения и принятия школьных правил. Им тяжелее смириться с новым статусом и ограничениями. Некоторые из них испытывают сложности в общении с учителем или одноклассниками. Как правило, в этом случае ребенок начинает терять учебную мотивацию и испытывает сложности в усвоении школьной программы. Адаптация среднего уровня завершается лишь спустя 6 месяцев с начала учебного года.
  3. Тяжелая степень адаптивности. Некоторые дети сложно приспосабливаются к школьной жизни. Они с трудом усваивают учебную программу, мотивация к учебе у них обычно отсутствует. Нередко поведение детей этой группы носит негативный характер, они не следуют общепринятым правилам, не слушают указаний классного руководителя, с одноклассниками их отношения зачастую не складываются.

Такая тяжелая форма адаптации ребенка часто связана с его психоневрологическими или физиологическими нарушениями. Но бывают случаи, когда причина этих сложностей – в низком уровне психологической готовности. Как бы то ни было, это крайняя степень дезадаптивности к школе, и она требует серьезного внимания со стороны учителя, родителей, психологов и других специалистов.

Как подготовить ребенка к школе, чтобы период привыкания прошел гладко?

Подготовка к школе

  1.  Не стоит загружать ребенка делами в летнее время. Пусть каникулы останутся для отдыха и занятий, не требующих длительной усидчивости.
  2. Не стоит приукрашивать школьную действительность, пытаясь заинтересовать ребенка учебой. Это чревато неоправданными ожиданиями и разочарованием.
  3. Сделать акцент на новом статусе ребенка. Можно подчеркнуть значимость звания школьника, устроив, например, ужин в кругу близких в честь этого события или порадовав будущего первоклашку покупкой школьных принадлежностей.
  4. Укрепить иммунитет ребенка. Частые болезни и пропуски школьных уроков тормозят процесс адаптации.
  5. Приучать ребенка к новому режиму дня, формировать полезные привычки самообслуживания и самоорганизации.
  6. Каждое утро прислушиваться к состоянию ребенка, чтобы не допустить физической и психологической перегруженности. Иногда даже можно устроить первоклашке внеурочный выходной, если это потребуется.

Проблема адаптации ребенка к школе – очень важная тема, требующая внимания, прежде всего, со стороны родителей. Поэтому подготовка к учебному заведению не должна сводиться только к овладению навыками чтения и письма, покупкой тетрадок и ручек. Очень важна психологическая готовность ребенка к школе. От нее в том числе зависит длительность периода адаптации, а значит и будущая успеваемость первоклассника, его учебная мотивация.

0 0

Комментариев: 0

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *