Краткое содержание «Собачье сердце»

Михаил Булгаков Книги

Фантастическая повесть «Собачье сердце», написанная Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в 1925 году, рассказывает не столько о курьезном превращении пса в человека, сколько об опасности нахождения у власти недалеких и грубых людей. Маскируя наблюдения забавным сюжетом, писатель предупреждает, как рискованно доверять будущее людям, имеющим силу, но руководствующимся низменными инстинктами. Антагонисту человека-собаки Шарикова — его «создателю» профессору Преображенскому — очевидно, что превратно понятая идеология, пропагандируемая на государственном уровне, не закончится добром для всей страны. Он понимает, что неверно трактуемая народом идея большевизма превращается в уродливое подобие, и у руля встают деятельные, но грубые и необразованные граждане (даже не всегда человеческого происхождения).

Однако социальная подоплека повести становится понятна не сразу, и в начале читатель сталкивается с рассуждениями бездомного пса Шарика, мерзнущего в подворотне и страдающего от людской жестокости. В статье ми приводим краткое содержание книги по главам.

Краткое содержание

Первая глава

Бродячий Шарик, пытавшийся добыть пропитание, был ошпарен кипятком. Он страдает от боли, мерзнет и мысленно награждает людей нелестными эпитетами. Внезапно перед ним появляется дорого одетый господин и угощает колбасой. Обрадованный пес спешит за спасителем в подъезд и попутно удивляется, отчего присутствие бездомной собаки не возмущает скандального швейцара. Но тому будто и дела нет — привратник рассказывает помрачневшему господину о каком-то жилищном «уплотнении» и новоприбывших соседях, не вполне равных по социальному статусу. Загадочный господин приходит в ужас, а голодный пес, конечно, мало интересуется разговором о коммунальных дрязгах.

Вторая глава

Оказавшись в роскошно обставленной квартире, Шарик пугается и бросается на незнакомца, вышедшего навстречу. После этого он теряет сознание, обнаруживает себя перебинтованным и понимает, что ожог вылечили, поэтому начинает доверять этим людям. Благодетель зовет пса за собой, и Шарик узнает, что того зовут Филиппом Филипповичем Преображенским и он доктор. Устроившись в кабинете, Шарик наблюдает за приемом пациентов и понимает некоторую странность: к профессору обращаются только люди преклонного возраста, рассказывающие странные истории о влечении к объектам намного моложе себя. Даже псу становится противно от их разговоров и неестественного внешнего вида, и квартиру, в которой профессор принимает таких гостей, Шарик мысленно называет похабной. Засыпая, он не может отделаться от вопроса, зачем же понадобился доктору.

Вечером пес становится свидетелем ссоры профессора с новыми соседями, пожелавшими потеснить доктора в его семикомнатной квартире, и приходит в восторг от того, как уверенно благодетель дает отпор незадачливым просителям.

Третья глава

На этот раз Шарик присутствует при обеде доктора и его помощников, угощается и слышит сетования профессора о том, что новоявленные соседи украли вешалку и стойку для калош, а также с их прибытием начались проблемы с электричеством и запачкалась лестница. Доктор делает вывод, что люди, подобные его соседям, не просто несут своим приходом разруху, они и есть олицетворение разрухи. Откуда-то сверху, как насмешка, вдруг доносятся революционные песни, и обедающие понимают, что это хором поют прогнанные с позором соседи. Филипп Филиппович язвительно замечает, что если бы идейные враги больше занимались делом вместо песнопений, то и разруха бы исчезла сама собой. Снова проваливающийся в дремоту Шарик краем уха вдруг слышит странные слова о подходящем несчастном случае, но не придает этому значения.

Четвертая глава

Пес, освоившийся в квартире, начинает все больше хулиганить и портить вещи, но ни один проступок не становится поводом для того, чтобы прогнать наглеца из квартиры — Шарик считает, что здесь заслуга его обаяния. Непонятное предчувствие поселяется только непосредственно в тот день, когда Филипп Филиппович взволнованно кричит в телефонную трубку о том, что кого-то надо срочно везти, и тогда в квартире начинается кутерьма. Отчего-то питомца лишают обеда, запирают в ванной, а потом волокут в смотровую. Через несколько минут Шарика, одурманенного наркозом, уже резали на операционном столе, а профессор сокрушался, что успел к нему привыкнуть.

Врачи вынули из собачьего мозга гипофиз и заменили его чужеродным — как оказалось, в квартиру привезли человеческий труп, некоторые органы которого профессор Преображенский решил вживить животному. Главой ранее поясняется, что доктор занимается эндокринным омоложением по собственной методике, пересаживая железы внутренней секреции от животных пожилым людям. Теперь настало время обратного эксперимента.

Пятая глава

Демонстрируется дневник помощника врача — Ивана Арнольдовича Борменталя — описывающий историю дооперационного наблюдения и последующих изменений. Согласно записям, на шестой день у «пациента» стала вываливаться шерсть, затем четырехкратно увеличился вес, произошла прибавка в росте, а вместо лая проявилась нечленораздельная речь. Через две недели существо превращается в низкорослого мужчину с внешностью неандертальца и вульгарным лексиконом. Профессор, будучи под впечатлением от последствий эксперимента, прекращает прием пациентов, а по городу расползаются слухи о говорящей собачке.

Филипп Филиппович тем временем признает, что перемена гипофиза способствовала не омоложению, а очеловечиванию — соответственно, все прежние его врачебные опыты с пересадкой органов тоже теперь под вопросом.

Пока помощник доктора воодушевленно описывает открытия, связанные с психическим развитием — к примеру. тем, что пес понимал буквы на вывесках (о чем становится понятно по обрывкам слов, которые он произносил, приходя в себя), профессор все больше мрачнеет. Он подозревает, что новое неприятное существо, беспрерывно изрыгающее брань и не желающее перенимать светские манеры, является отражением того человека, у которого взяли гипофиз. Из истории болезни он узнает, что донором стал трижды судимый алкоголик, убитый в драке. Получается, что моральный облик существо заимствовало не от добродушного животного, а от крайне подозрительного типа.

Шестая глава

К ужасу профессора Преображенского, новый субъект так же несет своим появлением разруху, как и ненавистные соседи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что существу оказываются близки те же политические идеи. Отстаивая их, человеко-пес критикует и образ жизни профессора, и его экспрессивное поведение — и вскоре обнаруживается непримиримое противостояние. Особенно горячо его в этом поддерживает один из новых соседей по фамилии Швондер, оказавшийся председателем домового комитета. Однако очеловеченный пес, несмотря на пролетарскую риторику, из буржуазной квартиры уходить не желает, требует себя в ней прописать и выражает намерение именоваться отныне Полиграфом Шариковым. После получения документов Шариков распоясывается еще больше, устраивает в квартире потоп, бросается камнями в жильцов, пристает к прислуге — но виноватым себя не ощущает.

Седьмая глава

Взаимная ненависть и постоянные стычки, разнузданность Полиграфа и сотрудничество с озлобленным отказом Швондером делают жизнь профессора невыносимой. О возмутительном поведении Шарикова, демонстрирующего звериные повадки в очередных проделках, врачу докладывает швейцар, тоже пораженный гнусной сутью существа. Доктор выступает с очередной речью о манерах и необходимости саморазвития, но Полиграф парирует, что уже читает книгу — и ею оказываются письма Энгельса, в которых, впрочем, он ничего не понимает. Здесь автор в очередной раз подчеркивает, что пролетарская диктатура, которая окружает героев, — карикатура на идею, задуманную большевистскими идеологами, непонятную простой массе. Шариков вменяет доктору в вину все то же проживание в семикомнатной квартире (в которой с удовольствием живет сам) и считает, что имеет место социальное неравенство.

Оставшись в одиночестве, профессор Преображенский задумчиво смотрит на заспиртованный гипофиз пса и понимает, что скоро решится обернуть процесс вспять.

Восьмая глава

Поступки Шарикова растут в арифметической прогрессии: теперь он украл профессорские деньги и вещи, привел собутыльников-карманников, в очередной раз покусился на женскую честь. Рассуждая о роли гипофиза во влиянии на личность, оба врача приходят к мнению, что поведение подопечного будет ухудшаться и дальше, а их недальновидный поступок стал вызовом эволюции человечества. Ведь, по их умозаключению, природа из серой массы тысячелетиями вычленяет и выращивает гениев, а они эволюционному процессу только навредили. Признав свою ошибку, коллеги решают, что Шариков вскоре будет представлять угрозу не только для них, но и для своих нынешних товарищей по пролетарским воззрениям.

Девятая глава

Полиграф устраивается на должность по зачистке города, как он выражается, от бродячих животных, моментально дослуживаясь до заведующего. С появлением живодерской работы в квартире временно становится тише — до появления Шарикова в компании незнакомой барышни. Как следует из его слов, они собираются пожениться, прописаться в профессорской квартире, а Борменталя выселить. Филипп Филиппович беседует с барышней, и оказывается, что Шариков шантажировал девушку своим положением, цинично заявляя, что он красный командир и ранен в боях. Невеста в слезах убегает, а на следующий день профессору приносят текст доноса, из которого следует, что врачи занимаются подрывной контрреволюционной деятельностью. Таким образом, становится очевидным, что подлости Шарикова хватило и на то, чтобы обвинить своих благодетелей, и на то, чтобы воспользоваться риторикой идеологических воспитателей. Преображенский предлагает мирно разъехаться, но существо настроено серьезно, оно достает револьвер, промахивается — и вскоре лежит задушенным руками Борменталя.

Эпилог

Через десять дней ночью в квартиру приезжают милиционеры и Швондер со свитой — с обвинением в убийстве Шарикова. Но Филипп Филиппович демонстрирует живого человека-пса, который ходит то на двух, то на четырех ногах, частично оброс шерстью, но по-человечески улыбается. Соседи, принимавшие живое участие в идеологическом воспитании Шарикова, признают в нем своего знакомого. На вопрос, почему это существо раньше говорило, профессор отвечает, что наличие речи еще не равно человечности.

Заканчивается книга сновидениями по-прежнему живущего в квартире пса Шарика, которому видятся пугающие операции. Он счастлив и не помнит всей мерзости, которая произошла с ним в человеческом облике.

Главные герои

Шарик — маленькая дворняжка весом 8 кг (согласно дневнику Борменталя), пес, различающий буквы алфавита и пострадавший на улице от людской жестокости. Обладает славным характером, игрив, задирист и с уважением относится к профессору, спасшему его.

Полиграф Полиграфович Шариков — существо, выращенное искусственным образом из соединения тела Шарика с человеческими донорскими органами. Вырастает на редкость гнусным типом, способным на любую подлость ради удовлетворения инстинктов. Сочувствует режиму большевизма, но его идей не понимает, сводя все к идее «отнять и разделить».

Филипп Филиппович Преображенский — 60-летний ученый-эндокринолог, проводящий операции по омоложению путем замены желез внутренней секреции, взятых от животных. Живет в роскошной квартире, чем вызывает классовую ненависть соседей и своего очеловеченного питомца.

Иван Арнольдович Борменталь — молодой ассистент, бывший студент Филиппа Филипповича. Поначалу питал мысль о перевоспитании Шарикова в достойного члена общества.

Швондер — новый сосед докторов, оказавшийся председателем домового комитета и негативно влияющий на Шарикова. Агитируя за большевистский режим, не понимает, что Полиграф поступится любыми принципами, в том числе политическими, и будет опасен самой же группе товарищей, пригревшей его.

Оцените статью
Лучшие Топ-10: интересные и необычные списки, рейтинги, идеи и фотоподборки
Добавить комментарий

Adblock
detector