ТОП-10 фактов о новом российском самолёте Т500

Пять с половиной лет назад, 22 октября 2014 года первый испытательный полёт совершил уникальный самолёт МВ-500, являющийся частью полевого авиационного комплекса сельского хозяйства (ПАК СХ). Для выполнения комплекса авиационно-химических сельскохозяйственных работ, мониторинга обстановки в период повышенной опасности лесных пожаров, исследования объектов промышленного назначения, его топливный бак ёмкостью 300 литров оказался слишком мал.

10. Легче, выше, дальше

Планер и остекление кабины выпускаются на заводе ОНПП «Технология» в Обнинске. Для создания композита, из которого изготовлен самолёт, используется технология горячего контактного формования. Схема использования композитных материалов:

    • углепластик – несущие поверхности крыльев, лонжерон, закрылки, рули высоты;
    • стеклопластик – фюзеляж.

Максимальное облегчение конструкции позволит использовать самолёт в самых сложных погодных условиях.

9. Российский самолёт с американским крылом

По аэродинамической схеме МВ-500 – одноместный низкоплан с неубирающимся шасси. Конструкция плоскостей Т-500 разработана на основе технологии свободнонесущего однолонжеронного крыла NASA GA(W)-1. Её автор – знаменитый американский инженер Ричард Уиткомб.

Первоначально трапециевидные крылья большого удлинения разрабатывались под использование на гиперзвуковых скоростях.

Внесение конструктивных изменений позволило применить технологию при постройке аппаратов, «ползающих по небу».

8. Для уникального крыла – уникальная печь

Решение о применении неразъёмного крыла потребовало строительства на заводе в Обнинске уникальной по размерам печи для изготовления композитного материала. В ней осуществляются две основные операции с крылом размахом 12,4 м:

    • полимеризация;
    • термостабилизация.

Размеры печи – 14,6х3,2 м.

7. Без шасси – никуда

Шасси – один из немногих узлов самолёта, который при перепроектировании МВ-500 из первенца, МВЕН-2, не претерпел изменений. Основа конструкции – опоры пирамидального типа, служащие для передачи нагрузок на планет и хвостовое колесо. Тип колёс:

  • основные – Beringer 22×8,5-6 (размер шины 5400х190 мм);
  • хвостовое – TOST 260×85 3.00-4.

Т-500 может садиться и на воду, если используется поплавковое шасси для водного базирования.

6. Летающая мешалка

Для выполнения основной задачи внутрь фюзеляжа установлено специализированное оборудование:

  • бак для химиката вместимостью 500 л;
  • барботажное устройство.

Заправочный комплекс состоит из насоса высокого давления, приспособления для заправки, дренажа и слива, системы подачи, фильтров и штанг форсунками для сверхобъёмного разбрызгивания на предельно малых высотах полёта.  

5. Образец минимализма

Самолёт без труда помещается в небольшой ангар, так как имеет очень небольшие размеры:

  • длина – 7,7 м.;
  • высота – 2,3 м.;
  • размах крыла – 12,4 м.

Шестицелиндровый инжекторный двигатель воздушного охлаждения O-540 с винтом изменяемого шага Hartzell HC-C2YR-1BF разработан специалистами американской корпорации Lycoming Engines (Уильямспорт, Пенсильвания). Рабочий объём 540 кубических дюймов (8,87 л), лётный ресурс – 3 тыс.ч. Дальность полёта – 1000 км., крейсерская скорость – 160 км/ч. Примечательно, что наряду с американским бензином LL100 в бак можно заливать отечественный А-92.

4. За дело берётся государство

По результатам комплексных испытаний самолёта подписан меморандум о сотрудничестве между фирмой-разработчиком проекта и будущим производителем самолёта. Подписи под документом поставили руководители:

  • ООО «Фирма МВЕН» (г. Казань, Республика Татарстан);
  • ГНЦ «ОНПП «Технология».

Войдя в сферу интересов госкорпорации РОСТЕХ, самолёт МВ-500 ПАК СХ получил коммерческое обозначение Т-500.

3. Путёвка в жизнь

23 июля 2017 года Т-500 поднялся в небо над аэродромом Раменское в рамках проведения показательных полётов на XIII Московском международном авиасалоне МАКС-2017. Одним из главных достоинств самолёта названо применение уникальной парашютной системы БПС КС-1500. Решение о катапультировании может быть принято на минимальной высоте 100 м. Идеальной для катапультирования с БПС является высота 700 м при скорости 120-130 км/ч.

2. Потомок Ан-2 сертифицирован

6 сентября 2018 года Минтранс и Федеральное агентство воздушного транспорта выдали фирме «МВЕН» сертификат типа №FATA-01012A на модель самолёта МВ-500. Теперь мини-самолёт будет официально признан в качестве:

  • эталона воздушного судна данного типа на территории РФ;
  • образца, который соответствует российским нормам лётной годности.

Таким образом, создатели самолёта подтвердили пакет характеристик, которые были заявлены вначале проектирования.

1. Дитя цифровой индустрии

В рамках проекта «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) руководством Госкорпорации Ростех и Республики Татарстан принято совместное решение о начале строительства авиазавода, на котором будет осуществляться серийный выпуск «летающих тракторов» Т-500. Место под расположение завода выбрано символично – особая экономическая зона Иннополис. Мощность завода – 60 самолётов в год. Предполагаемая стоимость Т-500 – 12 млн.руб., плюс миллион – за заправочный агрохимический комплекс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector