С 1-го января 2019 года в России начала стартовала «мусорная реформа». Под этим названием подразумевается перечень законов и нормативных актов, кардинально меняющих старую систему обращения с отходами. Главная цель реформы – это снижение числа свалок, усовершенствование «мусорной» инфраструктуры и улучшение состояния окружающей среды.
Последствия мусорной реформы для населения
Для населения такие изменения в основном приводят к повышению платы за коммунально-жилищные услуги.
Однако смена законодательства заключается не только в росте цен. Теперь вывоз мусора для жильцов многоквартирных домов относится к коммунальным услугам, а не к жилищным. Это означает, что тарифы на твёрдые коммунальные отходы (ТКО) устанавливаются государством, а не местными управляющими компаниями. Кроме того, стоимость вывоза мусора становится единой для города или области.
С целью упрощения контроля за инфраструктурой в каждом регионе определяются ограниченное количество операторов, отвечающих за вывоз и переработку мусора. Население обязывают заключать договора с оператором. В этом пункте таится ещё одно новшество: с 2019 года платить за ТКО должны всё, кто его производит, в том числе владельцы частных домов и дачных участков. Для данных категорий граждан в первоначальном варианте предусматривались отдельные тарифы, но в некоторых регионах их уравняли с тарифами для многоквартирных домов.
Как рассчитывается плата за ТКО
Плата за ТКО по новым правилам рассчитывается не на квадратный метр жилья, а по нормативу на каждого прописанного. Для этого региональная комиссия устанавливает цену за вывоз 1 кубометра отходов и норматив образования мусора на одного человека. Конечный расчёт платы будет выглядеть следующим образом: (цена за кубометр)*(норматив образования)*(число проживающих в квартире)/12 месяцев. Кроме того, в тариф за образование отходов включены 20% НДС.
По мере запуска новой системы правительство столкнулось с рядом проблем. Самая первая возникла ещё на этапе расчёта тарифов: в некоторых регионах плата за ТКО должна была вырасти в 2-3 раза. Пересмотр цен позволил успокоить население, однако не гарантировал стабильность тарифов в будущем.
Многие регионы оказались попросту не готовы к переменам. Несмотря на строгий отбор операторов, далеко не везде хватает техники и оборудования. Из-за этого в Волгограде, Самаре, Красноярске и других городах новогодние праздники 2019 года запомнились кучами мусора во дворах и связанными с ними инцидентами. В Красноярске есть предложения о расторжении договора с одним их региональных операторов по обращению с ТКО.
Цель реформы
Отсутствие современной инфраструктуры обращения с отходами в городах стало главной причиной реформы. Устаревшие машины, разваливающиеся контейнеры, нехватка площадей для захоронения отходов – на решение этих проблем требуются деньги. По всей стране полигоны, построенные ещё в 70-х, переполняются и закрываются. Они больше не могут принимать мусор, в то время как для новых свалок не находится места.
Россия нуждается в обновлении системы обращения с отходами, в постройке сортировочных и перерабатывающих заводов. «Мусорная реформа» — лишь первая ступень к тому, чтобы избежать повторения Волоколамска. Новая схема вывоза ТКО и расчёта тарифов должна позволить регионам привести себя в порядок. Избавиться от свалок, наладить повторное использование и утилизацию мусора взамен его захоронения.
Всё это будет выполнено благодаря заложенным в тариф надбавкам: плате за негативное воздействие на природу и инвестиционной составляющей. К сожалению, население вряд ли сможет проконтролировать на что конкретно будут потрачены данные деньги. Получится ли у реформы повлиять на состояние мусорной отрасли России? Время покажет. На текущий момент, не все регионы подключились к мусорной реформе.
В таблице приведен список регионов, с самыми высокими тарифами на вывоз мусора для населения в 2019 году.
Позиция в рейтинге | Город | Тариф ТКО на 1 человека, руб |
---|---|---|
1 | Вологодская область (Восточная зона) для городского населения | 173,53 |
2 | Нижний Новгород, Сормовский район | 170,53 |
3 | Воронеж | 165,27 |
4 | Нижний Новгород, Новоигумновская зона | 159,2 |
5 | Екатеринбург | 148,62 |
6 | Вологодская область (Западная зона) для городского населения | 139,48 |
7 | Ставрополь ( жители частного сектора) | 130,00 |
8 | Самара | 117,14 |
9 | Вологодская область (Восточная зона) для сельских жителей | 116,03 |
10 | Волгоград | 114,92 |
11 | Ставрополь (городское население) | 100,00 |
12 | Ростов-на-Дону | 95,58 |
13 | Вологодская область (Западная зона) для сельских жителей | 93,26 |
14 | Новосибирск | 92,42 |
15 | Красноярск | 79,74 |
16 | Казань | 70,98 |
17 | Уфа | 70,23 |
18 | Челябинск | 67,59 |
я живу в ставрополе, в частном доме платим 130 р. с человека
Добрый день. Спасибо за информацию, добавили данные в таблицу.
Здравствуйте!
Проживаю в п.Фёдоровка, г.о. Тольятти. Частный дом. Фёдоровка не имеет самостоятельного статуса и относится к г.Тольятти.
С 01.01.2019 в соответствии с Приказом № 1023 от 29.12.2018 Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области оплата за вывоз твердых коммунальных отходов для г.о.Тольятти (+9 крупных городов Самарской области) рассчитывается с квадратного метра жилой площади. Размер оплаты у меня вырос более чем в 4 РАЗА!!!
Ранее несколько лет платил из расчета общего количества проживающих человек, за декабрь 2018 г. оплата составила 171,31р.
Приказ № 1023 от 29.12.2018 Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, по которому производится расчет за кв.м. жилья мягко сказать «необдуманный». Получается, отходы приносят не люди, а жильё, полное несоответствие.
По квитанции за январь 2019 г. оплата составляет 722, 14 р. (в 4,21 раза больше предыдущего месяца).
Я пенсионер, что делать и как с этим беспределом в РФ бороться?
Таблица ваша не правильная. В Вологодской области тариф — 140 руб. с человека, при этом региональные операторы утверждают, что никакой инвестиционной составляющей в этом тарифе нет. Понимают, что население не должно оплачивать развитие их бизнеса.
Инвестировать в строительство завода должен будущий собственник этого завода, а не население. Если берут деньги с населения, делают его инвестором, значит каждому должны дать акции этого предприятия. Тогда оно должно стать собственностью всего населения области. Когда предприятие начнёт работать и продавать переработанную продукцию, собственники по своим акциям смогут получать дивиденды. Но лучше бы всего — областное руководство должно было побеспокоиться о мусорной реформе заранее и создать специализированное государственное предприятие, или хотя бы муниципальные. И на строительство завода направляло бы бюджетные средства, а также сборы и налоги за пользование природными ресурсами и компенсацию ущерба окружающей среде, а не драло бы с населения. В платежах населения не должно быть инвестиционной составляющей!
Добрый день. Добавлены тарифы для Вологодской области для городского и сельского населения. Спасибо за информацию.
Волгоградская обл. Р/П Даниловка , пенсионер, частный сектор 168р с человека. И где обещанное Медведевым снижение цен. Грабёж. АУ, правители , спуститесь с небес на землю.
Республика КОМИ, Сыктывкар , обращение с ТКО -117,46 руб
Люберцы, Московская область. Расчёт по общей площади жилья.Итого-755 руб в месяц (живём вдвоём с мужем), Сын в доме рядом, у него квартира 50 кв м платит четыреста с лишним рублей(живёт один)
Тульская область, город Узловая. Мы с квартиры платим 143 руб. за одного прописанного, а в частном секторе — 165, 10, по сумме за троих прописанных 495,3 , значит мы на четвертом месте по стране. Зарплата в городе от 10000 до 20000 — это грабеж.
Хотелось бы узнать тариф на 1 человека по Московской области